О КЛАНОВЫХ КОЛДУНАХ

Из-за постоянной связи с родными по духу, а также долголетию, исконно колдовские семьи сохраняют привычный уклад и традиции, пусть и с послаблениями:
— Язычество преобладает;
— Общая нелюбовь к имени Олаф (Олав) сохранилась;
— Выходя замуж, девушка переходит в клан мужа [исключение: если она глава клана/наследница/жрица или по соглашению сторон в редких случаях]. Однако, девичью фамилию новоявленная жена может сохранить, а в случае смерти супруга или расторжения брака может вернуться к родной семье;
— Клановая принадлежность детей определяется по отцу, кроме исключительных случаев;
— После Второй Мировой отношение к детям, рождённым вне брака, стало меняться. Если раньше их существование порицалось, а общество было враждебно к ним, то на данный момент к ним относятся спокойнее, особенно молодёжь. Принадлежность таких детей определяется по матери;
— Введенные через ритуал одиночки могут сохранить свою фамилию.
Инцестуальные связи под запретом, нетрадиционные же крайне порицаются.
Опираясь на древнее прошлое, главы кланов предпочитают звать себя конунгами. Звание и связанную с ними власть конунг несёт на своих плечах до самой смерти, если только не передаст своё место наследнику. Наследовать может только колдун [ведьма].
В Норвегии сложилось достаточно либеральное отношение к земельным владениям, поэтому у любого колдуна нет ограничений на посещение и проживание на клановых территориях, если только он не был изгнан. Впрочем, та или иная территория не просто собственность, а зона конфликта со скрытыми.
В труднодоступных точках страны стоят святилища - центры духовной жизни. Местоположение большинства из них не раскрывается. Рядом с руническими камнями приносятся жертвы богам, проходят обряды общекланового значения, как принятие власти новым главой, введением в клан одиночек.
Родовые гнезда имеют важнейшее значение для всякого колдуна, неважно к какому относится он клану и какого размера его недвижимое владение. Это усадьбы, возведённые около или на месте старых святилищ. В отдельных случаях их история исчисляется веками, а стены пропитаны магией. Скрытый народец опасается подходить к ним близко. Усадьбы могут находиться вдали от крупных населённых пунктов.
Усадьбы покровительствуют своим семьям. Защищают маленьких детей, но не всегда терпимы к гостям или новым членам семьи. Неудачи и бытовые неприятности ждут всякого, кто не был принят священным местом. Даже прогрессивные колдуны стремятся к рождению детей в местах наиболее близких к родовому гнезду, чтобы ребёнок был принят и защищён с первого вдоха.
Колдуны верят, что за каждой усадьбой и родом стоят девы [дисы] - фюльгьи. Их почитают и обращаются к ним, особенно если усадьба не желает принять нового члена клана.
Колдуны интегрированы в человеческое общество, успешно в нём живут. Но их существование подвергается сомнению; большая часть людей не верит в него, и этот статус-кво колдуны не нарушают. Обезопасить себя  от пристального внимания колдунам помогает виса "Занавесь". Далёкий от правды человек не заметит мелких нюансов и несостыковок вроде подозрительной моложавости своего давнего соседа.
В правоохранительных органах и органах управления сидят "свои" люди и поддерживают тесный контакт с кланами. В случае преступлений связанных с магией на место, в качестве свидетелей, призываются по одному представителю из каждого клана.

ОБ ОДИНОЧКАХ

В Норвегии живут как представители семи кланов, так и одиночки, выходцы из людей. Последние могут сильно различаться по верованиям и семейным традициям, так как от рождения колдуна не застрахована ни одна семья, где один из родителей корнями уходит в Скандинавию. Колдун со стороны, как свежая кровь, нередко приветствуется кланами, особенно при заключении браков. Потому не все колдуны внутри одного клана связаны между собой кровным родством.
Одиночки не хуже и не лучше своих клановых собратьев. Происхождение даёт повод для гордости, но не говорит о потенциале колдуна. Однако, доступ одиночек к магическим искусствам может быть затруднён, так как они изучаются внутри кланов.

О ОТНОШЕНИИ К ЛЮДЯМ

Существует разница между людьми из клана и людьми со стороны. Первые не только знают правду о существовании магии, но нередко обладают теоретическими знаниями о ней. Вторых же зовут ханссонами, позаимствовав исландский патроним [Hansson]. За редкими исключениями, о мире колдунов они ничего не знают, и браков с ними колдуны часто избегают.